Третий путь
ГлавнаяНовостиПубликацииДумкарэйКолонкиБиблиотекаВопрос-ответСсылки о нас
ru bydeeng Прямое действие:
Либеральный взгляд
Эўрапейскі зьвяз узяўся за біяпаліва
читать похожие материалы

цитата:
Тирания любит злых именно потому, что любит лесть, а свободный человек не может унижаться. Честный человек умеет любить, но он не льстит. Свойство тирана — отталкивать всех, сердце которых гордо и свободно
Аристотель
связь с нами:
Если вам интересно то что мы делаем - не стесняйтесь писать письма. Мы будем рады.
       контакт       
Юмор:
БелЖаба
красным по зеленому
мультклуб
народное телевидение
книга
новая литература
« май 2008
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 3
7
17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

Позиция Третьего Пути: мова или язык, сцяг альбо флаг... свое или чужое?


09/09/2007 - 23:43 / Третий Путь


Позиция «Третьего Пути» по вопросу (нижэй на беларускай):

Cтатус белорусского и русского языков, национальные символы (флаг, герб, гимн) в Беларуси

Позиция. Языки Мы выступаем за всемерную поддержку постепенного и ненасильственного распространения белорусского языка в качестве языка белорусских государственных институтов, культурной и образовательной элиты и в конечном итоге как доминирующего в стране языка общения. В то же время, осознавая тот факт, что русский язык является языком бытового и делового общения для миллионов белорусов, мы выступаем за сохранение его как языка с особым статусом (но не государственного) и против каких-либо форм дискриминации его носителей в нашей стране.

Карикатура (с) Влад Чуглазов

Исторические символы Беларуси Герб «Погоня», бело-красно-белый флаг, а также один из исторических гимнов или произведений несоветского периода путем государственного референдума восстанавливают свой статус государственных символов и заменяют собой постсоветскую символику сегодняшнего дня, отождествляемую с нарушением прав человека и конституционных принципов.

Белорусский язык
Белорусский язык в Беларуси знают и понимают практически все граждане, в то же время постоянно разговаривает, читает на нем значительно меньшее количество людей. Это язык нашего народа, во многом усилиями Лукашенко, но и в результате неграмотной языковой политики в 1991-1994 гг. отставленный на второй план.

На повестке дня стоит восстановление его статуса, как основного государственного языка страны.

В этой связи требуются меры на законодательном уровне (изменения в конституции, иные законодательные акты), запуск государственных программ и разъяснительная работа с населением через СМИ. В государственной сфере (особенно в сфере государственного управления и прессы) белорусский язык должен быть доминирующим. Чиновники должны знать белорусский язык даже не на среднем школьном, а на высшем уровне. Все чиновники, иные работники государственных органов, как лица, представляющие белорусское государство, должны пройти соответствующие квалификационные экзамены на предмет владения белорусским языком. Если они не будут способны ответить гражданину на белорусском языке при его на том желании, они должны подвергаться штрафам и иным мерам воздействия.

Белорусский язык должен быть обязателен для употребления в государственном документообороте, на вывесках и в названиях улиц (в этом случае допускается дублирование на русском или английском), в работе государственных органов. В повседневной жизни употребление его на работе должно нести реальные бонусы для обычного гражданина (например, надбавки к зарплате) и не быть принудительным везде, кроме государственных учреждений, государственных СМИ и прочих официальных органов. В системе государственного среднего и высшего образования необходимо обеспечить за счет управленческих решений, материальных и иных стимулов переход к активному использованию белорусского языка в обучении. В то же время милиция, учителя, медсестры и врачи, пожарные и другие обслуживающие население категории лиц должны одинаково хорошо владеть и русским, и белорусским языками (проверка знания белорусского на основном уровне через квалификационный экзамен).

Необходимо обеспечить главенство белорусского языка и на местном и региональных уровнях, недопустимо придание иным языкам особых статусов региональных языков, как сейчас на Украине.

При этом государство должно обеспечить период плавного перехода (в течение 10 лет) к подобной системе, предоставив бесплатную возможность интенсивного изучения белорусского языка для граждан, а также разъяснительную работу в форме информационной кампании в государственных СМИ. Таким образом может быть восстановлен статус главенствующего для белорусского языка.

Русский язык
Русский язык в Беларуси также знают практически все граждане. К сожалению, это было достигнуто за счет дискриминации белорусского языка и политики русификации. Кроме того, русский – это язык межнационального общения в нашем регионе.

Владение русским языком на уровне родного – это большая составляющая для нашего национального социального капитала. Это наше конкурентное преимущество в современном мире, так же как и владение нашими гражданами, например, английским языком. На сегодня в Беларуси нет никаких проблем с русским языком. Мы хотели бы сохранить такое положение и впредь, устраняя при этом проблему малого распространения белорусского языка.

Носители русского языка должны быть защищены от потенциальной дискриминации. За русским языком должен быть закреплен статус языка межнационального общения, но не государственного языка. Его употребление не может быть запрещено или каким-либо образом ограничено (кроме как в сфере государственных СМИ и государственном аппарате), знание его населением должно сохраняться на должном уровне.

Флаг
Флаг БССР, используемый сегодня как государственный, оптимален для Беларуси периода Лукашенко, но никак не подходит для Беларуси в долгосрочной перспективе. Он слишком связан с советским прошлым, на котором, по нашему мнению, как можно быстрее надо поставить жирный крест, эстетически проигрышен и исторически неоправдан. Он не может служить флагом независимого государства. Беларусь в истории последних столетий, когда государственные флаги получили свое распространение, практически не имела своей государственности, находясь под властью Российской Империи и в СССР. Единственное исключение – 6 месяцев БНР в 1918 г. Пусть недолго, но это образование символизировало белорусскую государственность, послужило причиной создания БССР как отдельной республики. И ее бело-красно-белый флаг был основан на органичных для белорусов, всего христианского мира цветах белом и красном и истории подобных знамен, идущей из белорусского средневековья. Подтверждение тому находим на флагах ряда государств Европы, использующих эту цветовую гамму, а также на торжественных одеяниях иерархов православной церкви (бело-красно-белые полосы).
Поэтому мы выступаем за возврат к бело-красно-белому флагу через механизм национального референдума, сопровождаемого информационной кампанией, поясняющей согражданам истинную ценность исторических символов и разрушающей клише пропаганды Лукашенко, связывающей этот флаг с фашистами.

Герб
Герб «Погоня» является древним историческим символом власти исконно славянского происхождения (его корни в традиции Полоцкой государственности, затем он стал символом власти в Великом княжестве Литовском, Русском и Жемойтском), о чем свидетельствует традиционный для белорусских православных христиан Средневековья патриарший крест на щите всадника, доминирующие белый и красный цвета герба, свойственные славянским племенам, которые были у истоков рождения белорусов. Наличие схожего герба у Литовской Республики объясняется примерно так же, как наличие советского по сути герба у Беларуси Лукашенко. Когда-то современная Литва, или Жемойтия, была частью Великого Княжества, и на ее территории волей Сталина оказалась историческая столица ВКЛ город Вильно (современный Вильнюс).
Таким образом, мы выступаем за возврат к исторически верному государственному символу «Погоня» как гербу Беларуси вместо псевдо-советского герба современной Беларуси аналогичным способом, как и в случае с флагом.

Гимн
Гимн БССР, даже слегка отретушированный, не может быть гимном свободной и независимой страны.
Мы считаем важным провести открытый конкурс по определению нового гимна страны с привлечением экспертов, голосованием по ТВ и интернету, обсуждением исторических и современных версий подходящих музыкальных композиций и текстов. Три лучшие – вынести на национальный референдум. Композицию победителя «народного» голосования законодательно закрепить в качестве гимна Беларуси.

***

Пазыцыя «Трэцяга Шляху» па пытаньні:

Статус беларускай і расейскай моў, нацыянальныя сымбалі (сцяг, герб, гімн) у Беларусі

Пазыцыя. Мовы Мы выступаем за падтрымку паступовага і негвалтоўнага распаўсюджаньня беларускай мовы ў якасьці мовы беларускіх дзяржаўных інстытутаў, культурнай і адукацыйнай эліты і ў выніку як дамінуючай у краіне мовы зносін. Разам з тым, усьведамляючы той факт, што расейская мова зьяўляецца мовай бытавых і дзелавых адносін для мільёнаў беларусаў, мы выступаем за захаваньне яе як мовы з адмысловым статусам (але не дзяржаўнай) і супраць усялякіх форм дыскрымінацыі яе носьбітаў у нашай краіне.

Гістарычныя сымбалі Беларусі Герб «Пагоня», бел-чырвона-белы сьцяг, а таксама адзін з гістарычных гімнаў ці твораў несавецкага перыяда шляхам дзяржаўнага рэферэндуму вяртаюць свой статус дзяржаўных сымбаляў і падмяняюць сабой постсавецкую сымболіку сеньняшняга дня, якая атаясамліваецца з парушэньнем правоў чалавека і канстытуцыйных прынцыпаў.

Беларуская мова
Беларускую мову ў Беларусі ведаюць і разумеюць практычна ўсе грамадзяне, у той жа час заўседы размаўляе, чытае на ей значна меншая колькасьць людзей. Гэта мова нашага народа, намаганьнямі Лукашэнкі, а таксама ў выніку моўнай палітыкі ў 1991-1994 гг. адсунутая на другі плян.

На павестцы дня стаіць адраджэньне яе статуса як асноўнай дзяржаўнай мовы краіны.

У сувязі з гэтым патрэбны меры на заканадаўчым узроўні (зьмены ў канстытуцыі, іншыя заканадаўчыя акты), запуск дзяржаўных праграм і растлумачальная праца з насельніцтвам праз СМІ. У дзяржаўнай сферы (асабліва ў галіне дзяржаўнага кіраваньня й прэсы) беларуская мова павінна быць дамінуючай. Службоўцы павінны ведаць беларускую мову нават не на сярэднім школьным, а на вышэйшым узроўні. Усе службоўцы, іншыя працаўнікі дзяржаўных органаў, як асобы, якія прадстаўляць беларускую дзяржаву, павінны прайсьці адпаведныя кваліфікацыйныя экзамены на прадмет валоданьня беларускай мовай. У выпадку, калі яны ня будуць здольныя адказаць грамадзяніну на беларускай мове пры яго жаданьні, яны павінны будуць выплаціць штраф ці будуць падвергнутыя іншым мерам уздзеяньня.

Беларуская мова павінна быць абавязковай для выкарыстаньня ў дзяржаўным дакументазвароце, на шыльдах і ў назвах вуліц (у гэтым выпадку дапушчальнае дубляваньне на расейскай і англійскай), у працы дзяржаўных органаў. У паўсядзенным жыцьці выкарыстаньне яе на працы павінна несьці рэальныя бонусы для звычайнага грамадзяніна (напрыклад, падвышэньне заробку) і ня быць прымусовым паўсюль, акрамя дзяржаўных устаноў, дзяржаўных СМІ і іншых афіцыйных органаў. У сістэме дзяржаўнай сярэдняй і вышэйшай адукацыі неабходна забяспечыць за кошт кіраўніцкіх рашэньняў, матэрыяльных і іншых стымулаў пераход да актыўнага выкарыстаньня беларускай мовы ў навучаньні. У той жа час міліцыя, настаўнікі, медыцынскі пэрсанал, пажарныя і іншыя абслугоўваючыя насельніцтва катэгорыі асоб павінны аднолькава добра валодаць і расейскай, і беларускай мовамі (праверка веданьня беларускай мовы на асноўным узроўні пры дапамозе кваліфікацыйнага экзамена).

Неабходна забяспечыць вяршэнства беларускай мовы на мясцовым і рэгіянальным узроўнях, недапушчальна наданьне іншым мовам адмысловых статусаў рэгіянальных моў, як зараз на Украіне.

Пры гэтым дзяржава павінна забяспечыць перыяд паступовага пераходу (цягам 10 гадоў) да падобнай сыстэмы, даўшы бясплатную магчымасьць інтэнсіўнага вывучэньня беларускай мовы для грамадзян, а таксама правеўшы растлумачальную работу ў форме інфармацыйнай кампаніі ў дзяржаўных СМІ. Такім чынам можа быць адроджаны статус галоўнай для беларускай мовы.

Расейская мова
Расейскую мову ў Беларусі таксама ведаюць практычна ўсе грамадзяне. На жаль, гэта было дасягнута коштам дыскрымінацыі беларускай мовы і палітыкі русыфікацыі, але гэта факт. Акрамя таго, расейская мова – гэта мова міжнацыянальных зносін у нашым рэгіене.

Валоданьне расейскай мовай на ўзроўні роднай мовы – гэта вялікі складнік для нашага нацыянальнага сацыяльнага капітала. Гэта наша канкурэнтная перавага ў сучасным свеце, таксама як і валоданьне нашымі грамадзянамі, напрыклад, англійскай мовай. На сеньняшні дзень у Беларусі няма аніякіх парблем з расейскай мовай. Мы хацелі б захаваць такое становішча й надалей, устараніўшы пры гэтым праблему малога распаўсюджаньня беларускай мовы.

Носьбіты расейскай мовы павінны быць абаронены ад патэнцыяльнай дыскрымінацыі. За расейскай мовай павінен быць замацаваны статус мовы міжнацыянальных зносін, але не дзяржаўнай мовы. Яе выкарыстаньне ня можа быць забаронена ці абмежавана (акрамя галіны дзяржаўных СМІ і ў дзяржаўным апараце), веданьне яе насельніцтвам павінна захоўвацца на належным узроўні.

Сьцяг
Сьцяг БССР, які выкарыстоўваецца сеньня ў якасьці дзяржаўнага, аптымальны для Беларусі перыяду Лукашэнкі, але ніякім чынам не падыходзіць для Беларусі ў доўгатэрміновай пэрспектыве. Ён вельмі моцна звязаны з савецкім мінулым, якое, на нашу думку, трэба як мага хутчэй перакрэсліць, эстэтычна прайграе і гістарычна неапраўданы. Ен ня можа быць сьцягам незалежнай дзяржавы. Беларусь у гісторыі апошніх стагоддзяў, калі дзяржаўныя сьцягі атрымалі свае распаўсюджаньне, практычна ня мела сваей дзяржаўнасьці, знаходзячыся пад уладай Расейскай Імперыі і ў СССР. Адзінае выключэньне – 6 месяцаў БНР у 1918 г. Няхай нядоўга, але гэтае утварэньне сымвалізавала беларускую дзяржаўнасьць, стала прычынай утварэньня БССР як асобнай рэспублікі. І яе бел-чырвона-белы сцяг быў заснаваны на арганічных для беларусаў, для ўсяго хрысціянскага свету колерах белым і чырвоным і гісторыі падобных сцягаў, якая бярэ пачатак у беларускім сярэднявеччы. Пацвярджэньне гэтаму знаходзім на сьцягах шэрагу дзяржаў Эўропы, якія выкарыстоўваюць гэтую колеравую гаму, а таксама на ўрачыстых адзеньнях ерархаў праваслаўнай цэркві (бел-чырвона-белыя палосы).
Пагэтаму мы выступаем за адраджэньне бел-чырвона-белага сьцяга праз мэханізм нацыянальнага рэферэндуму, суправаджаемага інфармацыйнай кампаніяй, якая паясняе грамадзянам сапраўдную каштоўнасьць гістарычных сымбаляў і разбурае клішэ прапаганды Лукашэнкі, якая атаясамлівае гэты сьцяг з фашыстамі.

Герб
Герб «Пагоня» з’яўляецца старажытным сымбалем улады карэннага славянскага паходжаньня (яго карані ў традыцыі Полацкай дзяржаўнасьці, затым ен стаў сымбалем улады ў Вялікім княстве Літоўскім, Рускім і Жамойцкім), аб чым сьведчыць традыцыйны для беларускіх праваслаўных хрысціян Сярэднявечча патрыяршы крыж на тарчы конніка, дамінуючыя белы і чырвоны колеры герба, уласцівыя славянскім пляменам, якія былі каля вытокаў нараджэньня беларусаў. Наяўнасьць падобнага герба ў Літоўскай Рэспублікі тлумачыцца прыкладна таксама, як наяўнасьць савецкага па сутнасьці герба ў Беларусі Лукашэнкі. Калісьці сучасная Літва, ці Жамойція, была часткай Вялікага княства, і на яе тэрыторыі па волі Сталіна аказалася гістарычная сталіца ВКЛ горад Вільна (сучасны Вільнюс).
Такім чынам, мы выступаем за аднаўленьне гістарычна вернага дзяржаўнага сымбаля «Пагоня» як герба Беларусі замест псеўда-савецкага герба сучаснай Беларусі аналагічным чынам, як і ў выпадку са сьцягам.

Гімн
Гімн БССР ня можа быць гімнам свабоднай і незалежнай краіны. Мы лічым важным правесьці адкрыты конкурс па вызначэньні новага гімна дзяржавы з прыцягненьнем экспертаў, галасаваньнем па ТВ і інтэрнэце, абмеркаваньнем гістарычных і сучасных версій падыходзячых музычных кампазыцый і тэкстаў. Тры найлепшыя – вынесьці на нацыянальны рэферэндум. Кампазыцыю пераможцы «народнага» галасаваньня заканадаўча замацаваць у якасьці гімна Беларусі.

 

 

                                                                                                            ***

 


К сожалению

К сожалению (вашему), без насилия вы не сможете победить русский язык. Почитайте сами свои тексты внимательно! Везде говорится про меры принуждения к использованию белорусского и меры ограничения к использованию русского. Государственного принуждения - насилия!
Так было всегда - как только прогоняли оккупантов, делавших из западных русских поляков или, позже, белорусов (недоделанных поляков) сразу это местное наречие начинало растворяться в великом русском языке. Само! Без какого - либо принуждения! И Лука вернул русскому статус государственного потому, что понимал - иначе ему не бывать здесь президентом!
Времена смуты заканчиваются. Как всегда немногочисленные крикуны-сепаратисты получат своё (пулю или верёвку), а свядомые интиллигенты, живущие в мире собственных иллюзий и сказок о 10000-летней Беларуси, засунут свой белый язык себе в жопу и будут тихо сидеть на кухне. Народ при этом ничего плохого для себя не заметит!

За бугром куют топоры - буйные головы сечь.
Но инородцу кольчугой звенит русская речь!
Это Кинчев.

А меня можете называть FANTOMAS.

Не надо

Я тоже люблю белорусский язык, но не считаю, что русский язык необходимо выводить из числа государственных. На мой взгляд, необходимо лишь повысить уптребялемость белорусского хотя бы до 50/50. (В настоящее время я практически нигде не слышу роднай мовы - иногда на радио - и все. Один раз услышал, как на ней говорили в троллейбусе студенты - слушал как музыку.) В идеале - 70/30 (белорусский/русский).
НО: Не надо убирать русский совсем - все же большАя часть населения нашей страны говорит именно на нем, плохо - тут уж ничего не поделаешь - зная белорусский.

В данной ситуации, на мой взгляд, не следует применять метод кнута - только пряника - иначе получим вполне заслуженную негативную реакцию населения.

Следует ввести расширенное изучение белорусского языка в школе, ВУЗах и ССУЗах, вести соответствующую пропаганду, надбавки за знание языка (хотя здесь момент спорный - наблюдается дискриминация)

Следует сделать так, чтобы люди САМИ захотели изучать язык, без навязывания его сверху. Только в этом случае мы и добьемся поставленных целей. Иначе - никак.

Надо другое

А именно - выполнять существующий закон о языках. Все госслужащие должны свободно владеть обеими государственнми языками. И, когда миллион чиновников заговорит на белорусском, можно будет продолжить тему.

Представляю

Представляю как будут вопеть русские политики, когда у нас все действительно начнет меняться. Однако могу сказать одно - это правильно. Нет страны без общности людей чуствующих себя народом. Не может быть народа без истории, языка, культуры. К сожалению слишком поздно это поняла. Сейчас достаточно сложно было бы перейти на беларуский, но так приятно его слышать, читать на нем и так тяжело что не можешь изъясняться на языке в принципе родном для тебя. Нам, беларусам, не хватает национальной идеи, как бы пошло это не звучало, но нам действительно надо что-то что могло бы объединить и большую часть народа (аборигенов)и интелигенцию. Далеко не так уж мало желающих думать и способных на это. Мне кажется что надо больше заниматься просветительской деятельностью. Пыталась найти курсы беларуского и вы не поверите, но не нашла. С трудом удалось найти небольшую книгу по истории белоруского костюма. Книг для детей вообще очень мало. Тяжело привить дочери любовь к мове если так тяжело находить интересные детям тексты. Русский язык берет Пушкиным, ну кто в детстве не читал его сказок? Чем взять белорускому? Есть сказки, есть легенды, но дети любят картинки, дети любят яркое и запоминающееся. Никто из знакомых имеющих детей не купил своему ребенку мультики на беларуском, потому что их надо исать, потому что их нет на каждом лотке. А зря. Только прививая детям любовь и уважение к языку, только воспитывая их на сказках и легендах Беларуси можно возрадить наш язык, культуру и стать наконец народом. Я совсем не против руского, сама носитель, но положение с беларуским мне не нравится. Почему-то в Голандии где почти все знают английский, а иногда и немецкий, голандский язык не загнан в гетто? Можно иметь в стране несколько языков, это нормально, но привалировать должен национальный и это забота государства. Тем более в нашем случае, после стольких лет принудительной русификации.

Все зависит от

Все зависит от культуры общества. Если она ориентирована не только на чарку и шкварку, а к знаниям и искусству, тогда и языкам и родному, и другим почет и понимание. Если же нет, и правящие элиты живут в отстроенном для себя на русские деньги мини-СССР, а народ остается без ясных ориентиров и с очень низкого уровня образчиками отечественной поп-культуры о чем мы можем говорить тогда. Но с другой стороны пока беларуская мова в андэграунде она тоже не стоит на месте и становится де-факто языком творчества и общения альтернативной культурной элиты.

Насилу мил не будешь

Главное в этом вопросе, чтобы переход на белорусский язык шёл плавно и медленно, без нажима. Приведу свой пример.

1. Я учился в русскоязычной школе. Получалось так, что половину этих школьных лет я учился ещё в советской школе, а остальная часть старшеклассником пришлась на времена распада СССР. Но самое главное, что учителя русского языка были в нашей школе на порядок квалифицированней, профессиональней, с любовью подходили к преподаванию своего урока. А вот учителя белорусского языка были совсем никудышными преподавателями, мало того, они свой урок превращали в настоящее гестапо, где вся их злость выливалась на нас, детей. Вот поэтому я лучше знаю русский, более грамотней на нём излагаю свои мысли, на белорусском же языке мне сложнее. Если говорить я ещё смогу, то писать и читать для меня сложно. По себе я знаю, что мне будет тяжело перейти на белорусский язык. И это получится только тогда, когда меня не силой будут тянуть учить белорусский язык, а когда вокруг телевидение, радио, газеты, школы, государственные институты повсеместно начнут использовать белорусский язык. Я конечно уважаю тех людей, которые хорошо и грамотно говорят на белорусском языке, но у меня так не получается.

2. А с другой стороны, всегда неприятно видеть и слышать, когда человек пытается говорить на белорусском языке, но вместо этого просто пытается сказать русские слова белорусским произношением, а это очень режет слух. Хотя слушать грамотную белорусскую речь всегда приятно.

3. Также вы могли заметить, что многие ведущие иностранные фирмы свои рекламные ролики делают на белорусском языке, что всегда приятно, а также прививает желание самому говорить на белорусском.

4. Также не стоит 9-11-тиклассников, учившихся в школе все эти годы на русском языке, одним махом заставлять оканчивать школу на белорусском. А начинать прививать белорусский язык придётся только с первых классов, первоклашкам.
Насилу мил не будешь.

Согласен с тем

Согласен с тем что момент введения беларускай мовы в школьные программы как основного языка будет большим вызовом и для системы образования и для общества. Скорее всего должны быть несколько уровней - младшие классы сразу интенсивный, средние 50 на 50 с большими разъясенительными и культурно-образовательными вставками, старшие - еще больше не прямой бел. мовы, но так скажем на интерес к ней. основная опасность - именно отритцание на психологическом уровне у детей и подростков из-за плохих учителей или дебильных программ.

Несколько слов в защиту русского я

Прежде чем предлагать новый референдум о запрете русского языка, авторам данной инициативы стоило бы изучить историю данного языка на территории своей страны. Как оказалось, Ф. Скорина считал своим родным языком русский (http://n-europe.eu/blogs/reader/2007/07/11/esche-raz-o-yazyike-veschaniy...)и писам на русском, а россияне (жители Московии) на русском языке в те годы и не общались. Для интересующихся данной проблемой рекомендую прочесть статьи М.Голденкова на сайте www.n-europe.eu и ссылки к данным статьям. В.Б.

Защита это хорошо, но...

Во времена Франциска Скорины, не была так сильно развита лингвистика, как сейчас. И разговоры про то что первопечатник разговаривал на русском, имеют точно такой же успех, как разговоры о том что он говорил на белорусском, или украинском. В любом случае, на этом языке сейчас не говорит некто.

Спасибо за ваше

Спасибо за ваше мнение. Но про запрет уместно говорить сейчас де факто по отношению к нашему родному языку белорусскому. Мы же такие методы не поддерживаем и не считаем нужным запрещать его, наоборот стимулировать имеет смысл паралельное владение им людей Беларуси. Что касается то что русский язык Ф. Скарына считал родным, то скажу с полной ответственностью - это не был этот русский язык на котором мы говорим. А скорее нечто среднее между ним и белорусским.

Язык Ф.Скорины тоже можно рассматр

Абсолютно с Вами согласен. Наш реальный язык - это "трасянка", или нечто среднее между белорусским и русским. Язык Ф.Скорины тоже можно рассматривать как "трасянку", но только средневековую. А вообще, лингвистам в союзе с программистами следовало бы провести компьютерный анализ нашего языка времен Скорины и сравнить его с современными белорусским, русским и польским. Я полагаю, что результат может быть очень интересным.

В.Б.

где вы прочли

где вы прочли слово "ЗАПРЕТ" в отношении русского языка? читайте внимательно и будет вам счастье.

pyskii

Ryskim togda nazivalsia belarysskii --prostanarodnii iazik VKL.A nineshnii rysskii eto 5% togo belaryskogo,dopolnennogo inostrannimi slovami v tatarsko-ygrskoi transkriptsii,tsasto s protivopoloznim smislom.Naprimer bendiks,trambler,vibasta i mnogie ninesnie nazvania texnitseskix agregatov v ryskom -vsevolish imena firm pervimi postavivshimi svoi prodykt v possiy V belorysskom latinskie slova prisytsvyiyt v originalnom zvytsanii-shiba,dax,drot,dosit,ambasada,brovar i.t.d.

А дэкларацыю на

А дэкларацыю на мяжы на якой мове запаўняць будзем??? :):)

было бы разумно

было бы разумно на бел. русск. анг. иметь варианты как в развитых странах, мы транзитная страна.

!!

На роднай! ;)

Хлопцы, але ж вы

Хлопцы, але ж вы даеце!!!! Тут над маладафронтаўцамі суды ідуць, людзей тузінамі арыштоўваюць і сажаюць, улада апошнія гайкі заціскае, а вы пытанне мовы абмяркоўваеце!! Знайшлі, канешне, лепшы час! Не пра гэта зараз пісаць трэба...

Садить всегда

Садить всегда будут, и репрессии будут, и реальная жизнь не остановится. Но при этом важно не терятся в ее бурном потоке с головой. А находить время посмотреть в будущее и сформулировать четкое его видение. Иначе сколько не сидят молодофронтовцы все это будет зря. Результат не будет достигнут. Перемены не произойдут.

а ну канешне...

а за што яны змагаюцца, гэтыя малафронтаўцы, і тыя каго тузінамі арыштоўваюць?
Ці не за мову? Ці не за гісторыю нашу?
Не трэба галосных словаў, кожны займаецца сваёй справай. Хто трэба - улёткі раскідвае, іншы - у турме адседжвае, яшчэ хто пытанне мовы ды гімна падымае. Кожны з нас свой унёсак робіць. А без ідэі, без цьвёрдага разумення навошта мы сядзім, за што, дзеля якой будучыні і суды і пакуты ня маюць сансу.

Згодны!

Згодны! Дэмагогія нейкая! Тут і так зразумела ўсе: маскалі па-расейску размаўляць будуць, беларусы - па-беларуску!

А лепш каб i тыя

А лепш каб i тыя i тыя добра разумели ня толькi мовы адзiн аднаго, але ж i iнтарэсы i паважалi iх

А я лічу, што

А я лічу, што годзе як гаўно па хвалях плыць.
і сябе і свой народ адукоўваць трэба!
Калі за мову змагацца будзем, патрабаваць ад тых жа афіцыйных асобаў беларускай мовы, атэстацыйных экзаменаў для кожнага, хто хоча пасады нейкія займаць, паверце, загавораць па беларуску, нікуды не дзенуцца.

attestatsia

V USA ti mozes govorit na lybom iasike ,no esli neznaes angliisk gos slyzby ne polytsis

Вот именно.

Вот именно. Самый конкретный мотиватор изучения бел. мовы элитой, это знание и владение ей как залог карьеры.

Нават ужо калі

Нават ужо калі пішаце, дык хаця б спачатку па-беларуску напісалі, а то атрымліваецца "другая дзяржаўная" у вас неяк на першым плане стаіць.

гэта факт, на

гэта факт, на жаль, большасьць нашай аудыторыі рускамоўныя, а паколькі мы рамаўляем з імі, мы хочам каб яны дачыталі тое, што мы збіраемся данесьці. Мабыць па-руску гэты артыкул больш народа прачытала. Тут сапраўды прыйшлося трошку паступіцца моваю, але часова і заўважце, дзеля самой мовы ў тым ліку!

пару слов на русском

А как вы собираетесь внести поправки в конституцию? Без референдума не обойдётся. Во мне сидит твёрдое убеждение, что на вопрос о придании белорусскому языку статуса единственного государственного и половина граждан, достигших 18 лет, не ответит положительно. Так что сначала нужно будет провести разъяснительную работу, наподобие той которую проводили в 30-е))) Да и вообще, хватит чёрт знает чем заниматься. У нас просто высокая комплиментарность с русскими, поэтому и язык быстро прижился. И сколько бы его не выживали, он останется. Лично меня никто не заставит разговаривать на белорусском. Довольно-таки много людей голосовали за Лукашенко, а не за демократов, потому что боятся прихода к власти националистов.

... и пару слов о соблюдении законов

Да, большинство не скажет сейчас "да" только белорусскому. Но что интересно, они не скажут и "нет" белорусскому, как государственному (разве что откровенные вандалы). Тогда давай для начала будем выполнять действующий закон. Согласно этому закону все госслужащие, которые имеют контакты с населением, обязаны знать оба государственных языка. Значит, если кто-то не знает оба государственных языка, то то не может быть избран депутатом куда бы то ни было, не может работать в органах управления на государственном и местном уровне, служить в МВД, работать в прокуратуре и судах... Тут можно целый список составить. А с армией что? Команды на двух языках дублировать или делить на две части - русскую и белорусскую? Что-то придется, но все контрактники тоже обязаны знать оба языка. Белорусский язык станет нужным и в личных интересах. И поверьте мне, через какое-то время надоест тем чиновникам дублировать документы на втором языке, произносить два раза речи на двух разных языках... Вот тогда можно будет и о референдуме подумать.

Кстати, а почему референдум? Потому что русский язык на референдуме был вторым государственным сделан? Дорогие мои - тот референдум был сляпан в нарушение Конституции. Не надо даже о подтасовках говорить, нарушений Конституции и Закона о референдумах более, чем достаточно для отмены его результатов.

Да вполне

Да вполне логично. Поэтому качество предварительной ПР кампании и качество предложения русскоязычному большинству должно быть соответствующим. Не только не дискриминирующим, но даже наоборот. Ибо реально люди против себя не пойдут, и должны получить пряник в обмен на да бел мове как основному языку.

Большінство

Большінство голосовало за луку потому что другіх нікого не знают, это раз.
Лічно Вас нікто заставлять не собірается разговарівать на беларуском. Это два. Не хотіте, не нужно.
Но ізвініте, еслі у таможенніка в Беларусі для беларуса не найдётся деклараціі на беларуском, то проблемы должны быть у таможенніка В ЭТОЙ СТРАНЕ, а не у гражданіна. Понімаете это?
А референдум нужен обязательно. Такіе вешчі должен народ решать. ТОлько сначала ему нужно дать возможность действітельно отключіть мозгопромывку бэтэшную с ложью о сімволах страны, дать эфір всем компетентным історікам, соцілогам, політологам, стороннікам разных мненій і возможность наконец ВЫБОРА. Люді не на столько глупы, чтоб в такой сітуаціі сделать неправільныый выбор, поверьте. Не надо о ніх думать плохо. Мозгов хватает. Ім просто нужно дать пішчу, этім мозгам. Позволіть думать, аналізіровать, споріть. Это і есть свобода.

ну што тут сказаць... усё правільна

спадзяюся, мы прыйдзем да таго моманту, калі такая пастаноўка пытаньня стане актуальнай :)

дзякуй за дакладныя фармулёўкі.

П.С. дарэчы, было б трошкі больш зграбна, калі б з самага пачатку былі б выдзеленыя шрыфтам спасылкі - руская / беларуская вэрсія артыкулу. а то толькі прачытаўшы руску ўбачыў беларускую..

Дзякуй за

Дзякуй за прапанову па структуры. Таксама на гэта спадзяюся.

выдатна!

На колькі я зразумела, мова у нас самае вострае пытанне на шляху самаідэнтыфікацыі і пабудовы уласнай дзяржавы. Таму менавіта з гэтага пытання і трэба пачынаць. І вельмі настойліва, не перагінаючы палку (таму не за адзін месчяц усё), але безпаваротна.

Петра

А навошта

А навошта абіраць гімн? "Магутны Божа" разве не пасуе? На мой погляд самы лепшы варыянт!!

Але ж у любым

Але ж у любым выпадку трэба дажа Магутны Божа зрабiць дзяржауным. А гэта патрабуе пэунай працэдуры - конкурса, рэферэндума.

Па-першае: не

Па-першае: не "дажа" , а нават! Сачыце за мовай!! Па-другое: вынасіць "Магцтны Божа" на рэферэндум ці не вар'яцтва??!! Пабойцеся Бога!!!

чаму гэта

чаму гэта вар'яцтва? Не разумею. Справа датычыцца усяго народа, дык і вырашаць яму. Я напрыклад буду галасаваць за "Магутны Божа" і дарэчы... калі Вы так сама лічыце гэты варыянт самым лепшым, то ніхто не замінае рабіць піяр-акцыі у падтрымку менавіта гэтага гімна. Разумееце? Не навязваць, калі лічыце нешта правільным, а прапаноўваць абгрунтоўваць, пераконваць! - вось у чым дэмакратыя і ёсьць, за якую мы змагаемся. Дэмакратыя - гэта працэдура.

С выбором гимна

С выбором гимна действительно косяк небольшой, ибо будет палка о двух канцах. Можно просто никого не спрашивать, и ввести например тот же "Магутны Божа" как государственный гимн. Но в данном случае это действие не будет отличаться от действия одного человека в деле переименования проспектов. Сказать людям, что мол "ветераны попросили" - будет тот же "ствол" , только в другой руке. Предложить нашему населению самим выбрать - так это больше шансов, что останеться гимн БССР, ибо у народа еще не сформровалось чувства национальной гордости, а доминируют коммунальные интересы и вкусы. Так что думать еще надо...

мыбеларусаў на рэферэндуму ня будз

Таму й увогуле ня трэба гуляцца ў цацкі зь "ветеранами-просителями", саўкамі ды лукашыстамі. Ніякага "мыбеларусызбратняюрусьсю" на рэферэгдум ня ставіць. Не жадаюць бэнээраўскіх песень - хай галасуюць за раінчыкаву "Жыве Беларусь!". Войша Мілавід.

Але ж свабода

Але ж свабода выбара павiнна быць! У цацкi ня трэба канешне, але ж яны таксама жыхары краiны i маюць права не манапольнага, але ж выбара, трэба гэта мець на увазе.

Зразумела так.

Зразумела так. Таму трэба час i дакладная працэдура.

А чаму спачатку

А чаму спачатку па-расейску, а толькі потым па-беларуску? Калі з пашанаю ставіцца да роднай мовы і надалей, выступаць за яе развіцце і пашырэнне, то можна было б хаця бы тут яе на першы план высунуць, а не ў самы канец артыкула запіхаць.

Таму што адна з

Таму што адна з асноуных памылак беларускамоуных нашых сяброу у тым, што яны зауседы спрабуюць данесцi да рускамоуных свае думкi i iдэi у тым фармаце на той мове да якой самi прызвычаiлiся. Але ж трэба на мой погляд даносiць у тым фармаце i на той мове на якой лепш зразумеецца i не будзе адкiнута.

было б толькi

было б толькi што данасiць,паважаны!

Уаў!

Вы што! Рускамоўныя ўсё добра разумеюць пабеларуску! Праверана.
Хіба што "лусьцень зь вяндлінаю" не зразумелы. :)
Але-ж із рускамоўнымі можна абыходзіцца й папросту, бяз экстрыму. :)
Мы-ж ня быком любярэцкім нашыя прамовы даводзім.
Нават самы паганы маскаль-эрэнешнік разумее Мову!
Калі я даводжу пабеларуску - як мяне пачалавецку просюць казаць паруску, а я бачу, што чалавек сапраўды ня зьдзекваецца.
А тое, што аўтар дэкляруе прымат беларускай мовы, а рускамоўны тэкст ставіць наперадзе беларускамоўнага - прышпільна, але сумна.
Што-ж да артыкулу - дзякуй аўтару!
Цікава. Піяру.
Войша Мілавід.

Дзякуй за

Дзякуй за выказванне i падтрымку. Але ж мы усе людзi культурныя i адукаваныя таму ня бачу чаму мы ня можам размауляць на расейскай мове з яе носьбiтамi, на ангельскай - з яе i так далей...

Месца жыхарства

Так, культурныя.
На расейскай прасторы з расейцамі размаўляю паруску.
На беларускай - пабеларуску (або, калі бяз выпяндру папросюць - паруску).
Есь у Сібіры спадар Мусорын.
Расеяц, але шануе дый добра валодае беларускай і тыбецкай мовамі.
Ён піша пабеларуску, а хочацца адказаць яму тым жа-ж - паруску.
На Беларусі-ж адкуль зразумець, ці-то замежны госьць, ці-то нутраны акупант, якому ня проста Мова не зразумелая, які й разумець не жадае...

И внатуре!! Хоть

И внатуре!! Хоть сам по-русски общаюсь, но родную мову люблю. И считаю , что можно было бы вообще всю сатью по-беларусски написать, был бы самый идиальный вариант. А то прямо как во всех сегодняшних официальных документах - сначала по-русски, и только потом, типа как бы даже нехотя для идиотов, по-белорусски. Некрасиво получается.

Есть в обоих

Есть в обоих вариантах, чтобы проявить уважение к обоим равнодостойным группам наших читателей и белорусов.

Хотя по

Хотя по содержанию стэйтмент хороший и правельный. Сама форма даже очень интересна, ибо на Западе такое уже давно практикуется, но для больщенства наших общественных структур - большая новинка. В данном случае большой плюс, за то что в краткой писменной форме высказано то, что все говорят, но никто толком сформулировать не может. Если бы больше толковых людей было, то можно было бы даже очень хороший промоут данной вещи сделать, но есть одна проблема - такие вещи ценяться только продвинутыми людьми, для аборегенов это никакого значения не имеет, так что учтите...

Отправить комментарий

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Допускаются только следующие теги HTML: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Captcha Image: you will need to recognize the text in it.
Введите код подтверждения с картинки
ГлавнаяНовостиПубликацииДумкарэйКолонкиБиблиотекаВопрос-ответСсылки о нас
2004-2008 © «Третий Путь». При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Третий Путь» обязательна.
Связаться с нами можно по e-mail: judi@3dway.org или телефону: +1 347 4109015